Реклама от Google





Игра за саппорт-классы - Поведение саппортов

автор FlareN - l2server.ru (x10-1).


Поведение саппортов


Доброго времени суток. Очень многие игроки не умеют играть классами поддержки (саппортами), воспринимают их как второстепенных персонажей. Чтобы исправить положение я решил написать эту статью.
Сразу скажу, что это не гайд по всем саппорт-классам сразу, а описание того, как вести себя саппорту. Пишу не только для тех, кто играет саппортами, но и для тех, у кого они вторые окна, а также для всех тех, кто хочет понимать, чего ждать от союзников и врагов-саппортов.
Постараюсь объяснить всё: от элементарных понятий до секретных техник ниндзя (настолько секретных, что даже сами ниндзя о них не знают). При этом я не буду подробно описывать каждый класс и каждый скилл; желающие могут почитать это в шестом выпуске Аден Телеграф и в базах знаний. Соответственно, новичкам читать ликбез, а опытным игрокам - секретные тактики.
В основном буду иметь в виду классы Overlord, Warcryer, Prophet, Shillen Elder, Elven Elder, Bishop, Bladedancer, Swordsinger, но многие другие классы тоже имеют саппорт-скиллы, например баффы саммонеров, Blazing Skin у сорков и т.д.

Самое главное, что нужно понимать: саппорт, в первую очередь, - помощник другим классам, поэтому все усилия прикладываем в этом направлении, а не в нанесении урона.
Второе, что нужно понимать: саппорт - не менее ценный персонаж, чем ДД (Damage Dealer, наноситель урона). Очень многие понимают, что 9 ДД гораздо менее боеспособны, чем 8 ДД + 1 саппорт. А опытные игроки знают, что оптимальное соотношение - 3-4 ДД + 5-6 саппортов. Поэтому в масс-пвп опытные ДД стараются в первую очередь уничтожать именно саппортов, особенно хилеров.

Бафф
Раздел для Overlord, Warcryer, Prophet, Shillen Elder, Elven Elder и в меньшей степени других классов.


Итак, что такое "бафф". Бафф (buff) - это заклинание, которое накладывается на персонажа и повышает его боевые характеристики.
Правильный бафф поднимает силу персонажа в несколько раз. Эти баффы "висят" в качестве картинок на специальной панельке (обычно около имени персонажа в верхнем левом углу). На панельке баффов максимум 24 места (в хронике Interlude – прим. ред.), это немного, их следует экономить. Тем более, что ту же панельку занимают и дебаффы, и некоторые другие скиллы типа Greater Heal.

Кому что баффать. Приблизительный бафф в порядке важности:
Боевым магам: Empower, Acumen, Berserker Spirit, Wild Magic, Prophecy of Water (Magnus' Chant), 3 Dance (Concentration, Mystic, Siren), Song of Renewal, Gift of Seraphim, Clarity, Wind Walk, Shield, Greater Shield, Concentration, Bless the Body, Magic Barrier, Bless the Soul.

Бафферам и хилерам: Acumen, Berserker Spirit, Magnus' Chant (Prophecy of Water), Dance of Concentration , Song of Renewal, Gift of Seraphim, Wind Walk , Clarity, Dance of Mystic, Empower, Shield, Greater Shield, Concentration, Bless the Body, Magic Barrier, Bless the Soul.

Лучникам: Might, Greater Might, Focus, Death Whisper, Haste, Guidance, Song of Hunter, 3 Dance (Warrior, Fire, Fury), Prophecy of Wind, Berserker Spirit, Wind Walk, Blessing of Queen, Shield, Bless the Body, Magic Barrier.

Воинам ближнего боя: тоже, что и лучникам, но добавляется Vampiric Rage и Dance of Vampire, всем, кроме даггерщиков, кидаем Prophecy of Fire.

Танкам: Shield, Greater Shield, Magic Barrier, Bless Shield, Advanced Block, Prophecy of Fire.
Не стоит забывать, что такое деление на магов, лучников, танков и т.д. довольно условно. Например, варк и ШК - не только баффер и танк, но и боевые маги, поэтому кидаем Empower.

Общие рекомендации:
Почти любой бой выигрывается от нападения, а не от защиты. Т.е. для победы важнее поднимать атакующие способности союзников, чем защитные. Исключение составляют танки, чья роль состоит в том, чтобы притянуть огонь на себя. ДД кидаем в первую очередь атакующие баaфы. Воинам-ДД кидаем Greater Might, остальным - Greater Shield.
Когда у группы упали баффы, она особенно уязвима. Стараемся такой ситуации не допускать: обновляем баффы до того, как они упали. Для этого удобно в первую очередь баффнуть себя, с тем чтобы видеть, сколько времени осталось до ребаффа. Это относится ко всем, кроме Bladedancer и Swordsinger - обновлять сонги/дансы нужно только тогда, когда они полностью упадут.

Не баффаем лишнее. Причина проста: экономим слоты.
Пример: маг, ПП и ШЕ. Бафферы баффнули магу эмп, ВМ, акум, берс, блессы, все щиты (т.е. правильный бафф). После этого подумали и решили выпендриться: набаффали на все оставшиеся слоты вамп, хаст, гайденс, все резисты, кисс оф ива и т.д. После этого начинается кач, мобы кидают магу 2 дебаффа, маг пьет ГХП, после этого получает от моба слип (или стан). В итоге первые 4 баффа вытеснены, и маг остается без самых важных баффов. Ситуация, конечно, выдуманная, но я с подобной встречался.
Естественно, если в пати БД или СВС, то оставляйте еще и слоты для танцев/песен (Применимо для всех хроник до Gracia, где для танцев и песен выделен отдельный, 3 слот баффа. – Прим.ред).
Если в пати больше одного баффера, то каждый баффает те баффы, которые у него сильнее. Например, и у ПП, и у ЕЕ есть Bless Shield, но у ЕЕ он лучше, поэтому его должен баффать ЕЕ.
Если во время кача кончились мана и бафф, и группа решила сидеть, то, естественно, баффать надо начинать, только тогда, когда мана восстановилась почти полностью. Но Блессы надо кинуть с самого начала, а потом при общем баффе обновить. Если их не баффнуть сначала, то маны перед началом кача будет существенно меньше.
При прочих равных условиях баффает и лечит тот баффер, мана которого менее ценна. Например, в группе магов есть ШЕ 78 лвл человек (т.е. не второе окно) и ПП 60 лвл вторым окном. ШЕ постоянно льет ману магам, а ПП сидит где-нибудь. Когда закончится манна, и группа пойдет сидеть, ШЕ должен сидеть и восстанавливать свою ману (мана ШЕ более ценна), а ПП должен лечить некров, которые делают БтМ, и баффать тоже должен он (естественно, если маны хватит на всю группу).
Если БД проводит группу под тихим ходом, то не тратим ману на бафф, только кидаем всей группе Wind Walk.
Ну и, естественно, люди с бОльшим уровнем и лучше одетые ману используют эффективнее. Поэтому залив маны и баффы в первую очередь им.

В масс-ПвП:
Баффаем тех, кому кинули Cancel, и тех, у кого баффы упали из-за смерти. При этом никаких мыслей о фулбаффе - несколько самых важных баффов. Магам - эмп, ВМ, акум, професи ЕЕ. Воинам - хаст, гайденс, физ криты, професи ШЕ или ПП. Воинам ближнего боя - еще ВВ.
Про Berserker Spirit: некоторые ДД считают его необходимым в ПвП, некоторые считают, что он наоборот вредит. Спрашиваем, чего хочет каждый конкретный человек. Танкам в ПвП не кидаем его никогда, хилерам кидаем всегда.
Если противники - стихийные маги, то перебиваем их Surrender соответствующими Resist'ами - после успешного наложения суррендера противник и не подумает накладывать его вновь и будет бить через резист.
Отдельно про бафф Blessing of Noblesse: не обязательно баффер должен накладывать его на воскрешенных персонажей, а просто любой человек, у которого есть свободная секунда. Пример: в пати ШЕ 78, БД 60+ и несколько магов 75+. Маги заняты убийством врагов, ШЕ активно лечит, воскрешает и баффает их, а БД после наложения танцев все равно серьезного урона врагам не нанесёт, поэтому именно он должен кидать нобеля.
В идеале эффект от бафферов такой: ДД попал под ассист, за то время пока его убивают - хилеры успели восстановить 1к-5к жизни, умер, реснули, встал, за секунду, пока берет таргет, получил 1-2 важнейших баффа, удар, еще 1-2 баффа, удар и т.д.


Секретная техника:
Есть существенный момент, о котором задумываются очень немногие игроки, даже среди опытных. Это порядок, в котором баффать. Сразу скажу, что порядок не важен в том смысле, что от изменения порядка баффов эффект не меняется.
В случае, когда дается полный бафф, есть опасность, что дебаффы, которые накладывают противники, вытеснят первые несколько баффов.
Чтобы минимизировать потери, нужно первыми накладывать наименее ценные баффы типа Mental Shield, Bless the Soul.
Противоположная ситуация бывает, когда нужно быстро кого-нибудь забаффать. Например, если на союзника без баффа неожиданно нападает монстр или в пвп союзник после смерти без баффа. Тогда наоборот баффаем сразу самые важные баффы - время ценнее.
Третий пункт связан с Overlord и Warcryer - их бафф распространяется сразу на нескольких человек (группу или клан). Бывают ситуации, когда их баффы нужны не всем, например, когда в группе (клане) присутствуют и воины, и маги. Если давать бафф и тем, и тем, то наверняка будет нехватка слотов. Есть 2 пути решения проблемы:
Первый путь: делаем так, чтобы бафф получали не все. Для этого воины с овером отходят от остальных, овер дает бафф на воина, после чего идет ко второй части клана и дает бафф на мага.
Второй путь применим, если в группе есть еще один баффер, например ПП. Овер дает бафф на воина, ПОСЛЕ чего ПП баффает магов (возможно, вытесняя ненужные магам баффы).

Песни и пляски. Раздел для Bladedancer и Swordsinger.
СВС и БД - это воины поддержки, они умеют накладывать на группу песни/танцы (Song/Dance). Это практически те же самые баффы, только держатся не 20 минут, а всего 2. Существенное отличие состоит в том, что стоимость наложения каждого следующего сонга/данса сильно растет в зависимости от уже существующего количества. Поэтому БД (или свс) может поддерживать не более 4-5 танцев, иначе у него не будет хватать маны. Из этого следует, что нужно танцевать (петь) только необходимый минимум дансов (сонгов), а обновлять - только тогда, когда они все полностью упадут.

Что танцевать: В основном танцы поднимают атаку, поэтому выбираем их в зависимости от группы.


Для магов: Dance of Mystic, Dance of Concentration, Dance of Siren
Для воинов: Dance of Warrior, Dance of Fury, Dance of Fire, Dance of Vampire (для лучников не нужно)
В случае смешанной пати:
Когда в группе маги и воины: Dance of Mystic, Dance of Concentration, Dance of Warrior, Dance of Fury
Когда в группе маги и лучники/дагерщики, то заменяем Warrior на Fire.

Что петь: тут вопрос более сложный, так как песни в основном поднимают защиту и другие характеристики.
Однозначно Song of Hunter тем воинам, которые надеются на криты (лучники и даггерщики). Однозначно от состава группы (маги или воины) выбираются сонги 3 профы. В остальном выбираем сонг в зависимости от ситуации: если противники воины, то Earth, если маги - то Warding, если нужно куда-то бежать, то Wind и так далее.
В случае, когда в группе присутствуют и БД и СВС, важным моментом является взаимодействие между ними. Цель состоит в том, чтобы как можно меньший отрезок времени группа оставалась без сонга и данса. Обычно от БД требуется больше танцев, чем от СВСа песен, поэтому, сначала танцует БД, а СРАЗУ ПОСЛЕ этого поет СВС. Основным моментом является сократить до минимума время между дансами и сонгами, а порядок - вопрос спорный. Описанный вариант (Dance-Dance-Dance-Song-Song) является классическим, но иногда его меняют, например Song Renewal-Dance-Dance-Dance-Song.
В ПВП наша задача перед первыми ударами натанцевать/напеть. Если нас бьют, и бой уже начался, то танцуем/поем, а уж потом пытаемся спастись, ибо шанс, что нас и так и так убьют, велик, а наша поддержка может стать решающей. Если нас убили и воскресили, то первое, что мы делаем - это повторяем нужные баффы, даже если старые еще не сошли (в ПвП мана не так важна как поддержка ДД). После того, как баффы наложены, можем смело пускаться бить врага, размахивая пушкой.

Секретные техники:
Высшим пилотажем для СВСа будет начинать петь первый сонг после того, как БД начал танцевать последний данс, но до того, как дотанцевал. Таким образом можно сэкономить ману себе и секунду для группы.
В связи с той же необходимостью быстрого падения всех танцев/песен нужно задуматься о заточке скиллов у БД и СВС. Мне кажется, что не стоит, скажем, точить все танцы для магов на +10 на время - будет существенное расхождение во времени падения дансов второй профы и данса третьей профы, что будет сильно бить по мане без СВСа и очень сильно - с СВСом.
Есть два варианта решения проблемы:
Первый и самый простой состоит в том, чтобы точить на стоимость.
Второй состоит в том, чтобы проточить дансы на время на 1-2 и танцевать их в таком порядке, чтобы они падали почти одновременно.
Например, можно заточить один данс (ну, скажем, Concentration) на +1 на время, а остальные на стоимость. И танцевать Dance of Concentration-Dance of Mystic-Dance of Siren. Тогда Dance of Concentration будет падать на секунду позже чем Dance of Siren. Либо (имея ввиду взаимодействие с свс) точить один-два танца на +2 на время, а еще два на +1 на время. Тогда в связке Dance(+2)-Dance(+1)-Dance(+1)-Song-Song время падения будет составлять 2-3 секунды.

Лечение.
Этот раздел посвящен хилерам (Bishop, Elven Elder, Shillen Elder и в меньшей степени другим классам).
Изучаем свой класс, а конкретно, смотрим какими скиллами выгоднее всего лечить. Соответственно, бишоп вообще не ставит на панельку простой Heal.
Для хилера самый важный показатель - это каст, второй по важности – М.атк. Одеваем соответствующий роба сет, берем оружие с СА акумен, просим бафф на каст. Лечение незначительно зависит от М.атк: просим бафф на М.атк, берем оружие с большим М.атк и включаем Blessed Spiritshot.
Место хилера в группе - за спиной остальных, это особенно важно в масс-пвп. Мы - первая цель противников, поэтому прячемся от них.

Секретные техники:
Изучаем (примерно) все остальные классы с тем, чтобы понимать, какой уровень жизни им нужен.
Например, дестры любят, когда у них меньше 30% HP. В большинстве случаев поддерживаем именно этот уровень.
Некоторые скиллы, не являясь собственно лечебными, восстанавливают (и довольно значительно) HP, например Body of Avatar, Chant of Victory, etc. Используем их как лечебные.
В исключительных случаях в масс-ПвП можно применять тактику камикадзе - выйти вперед и экстренно хилить себя. Биш держится до первого крита, ШЕ и ЕЕ - пару секунд или до первого крита. Дает пару секунд для со-партийцев, но с вероятностью 90% ценой жизни хилера. На высоких уровнях ПвП проходит быстро, времени на лечение мало. Тренируем интуицию и пытаемся УГАДАТЬ, кого из группы враги начнут бить первым. Начинаем лечить за полсекунды ДО того как у него начнет снижаться HP, чтобы сразу отлечить нанесенный урон.

Мана-залив.
Раздел для Elven Elder и Shillen Elder.
Общие принципы:
Стараемся поддерживать примерно одинаковый уровень маны у всех в группе с тем, чтобы как можно сильнее отдалить момент, когда у кого-то она закончится.
Заливать ману нужно тому, кто больше всего нуждается: в первую очередь сорки и спеллсингеры, потом некры и СХ, потом лукари и только потом воины.

Секретные техники:
Если кто еще не знает, мана-залив сильно зависит от разницы в уровнях. Поэтому не удивляйтесь, если ШЕ 65 лвл льет очень мало или совсем 0 какому-нибудь персонажу 75+.
Примеры, как обойти эту проблему:
Пример 1: в группе есть ШЕ 65 лвл, ШЕ 78 лвл, и 2 мага - тоже 65 лвл и 78 лвл. Младший ШЕ должен лить младшему магу, а старший - старшему.
Пример 2: в группе есть ШЕ 65 лвл, ШЕ 71 лвл, и 2 мага 78+. Младший ШЕ должен лить старшему ШЕ, а старший - Магам. (К сожалению, такая тактика доступна до хроник Interlude невключительно, ибо в хрониках Interlude в описании скилла Recharge есть пунктик: «нельзя использовать скилл на классы, обладающие этим скиллом» - Прим.ред)
Пример 3: в группе хилер 40+ и несколько некров, СХ и лукарей. Все ДД делают Body to Mind, а хилер их лечит.
Есть возможность активно восстанавливать ману, а не просто ждать. Для этого нужно 2 заливающих героя. Поднимаем им всеми способами casting speed, снижаем потребление маны на скиллы (типа Clarity и Arcane Wisdom) и льем ману кому необходимо.

Дебаффы.
О том, как наложить на врагов что-нибудь нехорошее.
Наравне с возможностью накладывать "хорошие" заклинания на союзников есть возможность накладывать "плохие" заклинания на врагов. Они обычно именуются "дебаффы".
Отличия:
Во-первых, дебафф - агрессивное действие, поэтому если наложить его на монстра, то он нападет. На других персонажей дебаффы накладываются только если они находятся в режиме ПвП. (фиолетовый/красный ник либо клановая война).
Во-вторых, дебаффы накладываются не всегда, а с некоторой вероятностью (тем больше, чем больше М.атк накладывающего).

На каче: Обычно монстры гораздо слабее качающихся на них людей, поэтому многие пренебрегают возможностью дебаффать их. И, мне кажется, делают это зря. Например, Hex снижает P.def почти на четверть - БД в пати воинов должен обязательно кидать его мобам, если есть свободное время и мана.
В ПвП: в ПвП самое важное - вывести врага из строя. Например, если маг схватил Silence, то он уже не сможет сделать ничего. Аналогично, можно кинуть Root воинам ближнего боя и так далее. (Сюда же относятся скиллы Trance, Erase, Cancel, Mana Burn и т.д.)
Соответственно, таких неопасных врагов опытные ДД даже не убивают (или убивают в последнюю очередь). Причина проста: если противника убить, то его могут воскресить и он снова в строю, а если не убить, то он будет безвредно стоять.
Настолько полно вывести противников из строя, конечно, получается нечасто, но часто получается наложить дебаффы, сильно снижающие их возможности.
Общая рекомендация проста: зная, какой бафф нужен каждому классу, кидаем соответствующие дебаффы из арсенала, имеющегося у нашего персонажа. Примеры:
Для магов самый важный показатель - Cast.Spd., так что стараемся убить именно каст и откат (Seal of Suspension и Arcane Disruption). Для всех воинов ближнего боя важна скорость бега, кидаем дебаффы типа Slow.
Всем воинам - Curse: Weakness и Wind Shackle.
Не забываем и о том, чтобы снизить защиту врагов. Например, если среди союзников много воинов, то врагам нужно кидать дебаффы типа Hex. Если много магов - Curse Gloom.
Также есть дебаффы, которые снижают сразу много параметров (например, Seal of Despair), их используем особенно щедро.
Dance of Medusa - довольно специфичный дебафф - он не только не дает противникам двигаться, но и не дает наносить им урон, так что будьте осторожны, не подкладывайте свинью своим союзникам.
Еще один способ насолить врагам состоит в том, чтобы баффать и лечить мобов, которых они бьют.
Особенно это эффективно в сложных для врагов ситуациях, например походы на сильных РБ.

Секретные техники:
Есть важная идея, о которой многие даже не догадываются. Идея состоит в том, чтобы баффать противнику такие баффы, которые больше навредят, чем помогут. Основной плюс состоит в том, что баффы накладываются всегда (Исключение – Berserker Spirit и Holy Weapon – бафф возможен только при наличии субъекта баффа в пати – Прим.ред), вне зависимости от сопротивления противника к дебаффам.
Однако есть и минусы: если начинаешь этим развлекаться на неварах вне города, то противник быстро соображает что к чему, обижается и складывает тебя в ПК. Если делаешь это в городе, то противник еще больше обижается, запоминает ник и складывает в ПК при каждой встрече (да и вообще, это неэтично). Зато, если делать это во время ПвП, то противник не обижается и, обычно, вообще не понимает "кто так криво набаффал".
Итак, что имеется ввиду: у всех баффов кроме положительных эффектов есть и отрицательные. Самый простой отрицательный эффект состоит в том, что бафф занимает слот. Таким образом, если мы хотим навредить противнику, то можно набаффать ему много ненужных баффов типа Kiss of Eva в надежде на то, что полезные баффы вытеснятся.
Кроме того, многие баффы вытесняют друг друга, например Prophecy. Соответственно, можно попробовать кинуть ненужный противнику Prophecy в надежде вытеснить нужный. У многих Prophecy есть существенный минус: они снижают скорость. Таким образом, если, скажем, ЕЕ и лучник сражаются против каких-нибудь воинов, то ЕЕ должен кидать противникам Prophecy of Water: противник потеряет скорость бега, вытеснится Prophecy of Wind или Prophecy of Fire. А то, что он получит (М.атк, М.деф) никак ему в бою не поможет (Есть исключения для всех Prophecy – это баффы 3 профессии Думкраера, которые невозможно «вытеснить» обычными Prophecy – Прим.ред).
У Noblesse Blessing также есть минус: он сохраняет не только баффы, но и дебаффы. Поэтому, если противник полностью выведен из строя (например, Silence на маге), то прежде чем убить, киньте ему нобель. Тогда, даже если его воскресят, он будет небоеспособен.
Зная, что не нужно делать каждому классу, делаем это с противником. Например, если дестр начинает ПвП с HP больше 30%, то наверняка проигрывает. Поэтому, если видим, что вражеский дестр перед ПвП слил HP для френзи (но не использовал френзи), то лечим его.

Чего хочет саппорт.
Раздел для всех, кто бегает с живыми саппортами (не второе окно).
Не убегайте от саппорта! Он никак не сможет Вам помочь, если вы в погоне за врагом убежали от него. Бафф во время бега – дело непростое; когда Вас баффают, остановитесь и подождите. Внимательно следите за союзниками, ждите отстающих.
Следите за маной саппорта - без маны он вам не помощник. Поэтому парики водить и в ПвП ввязываться не стоит.
Не баффайте и не лечите баффера без надобности. Если он сам не делает чего-то, значит, есть причина. Пример: ШЕ в пати магов понемногу бьют, а сам он не лечится. Это значит, что он экономит ману для залива магам. И если какой-нить добрый СС потратит свою ману на излечение ШЕ, то благодарности он не получит.... Исключение, конечно, если баффер лагает или что-нибудь подобное.

Вот и всё, что мне хотелось рассказать. Надеюсь, каждый читатель понял, насколько трудно и интересно играть саппортом, и почерпнул для себя что-то новое.

x10-1 FlareN




игровой процесс в Lineage 2 Interlude  на главную  поиск по разделам



Реклама от Google